5 ноября 1896 родился Лев Семёнович Выготский — выдающийся русский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии, профессор, член Русского психоаналитического общества (1925–1930). Он дал развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики. Различал два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Выготский уделял внимание изучению структуры сознания. Исследуя речевое мышление, Лев Семёнович по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Выготский сделал вывод, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.
В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Лев Семёнович создал фундаментальный труд «Исторический смысл психологического кризиса» (1926–1927). Он пытался придать психологии человека статус науки, основанной на законах причинно-следственных связей. Второй период его творчества (1927–1931) – инструментальная психология. Выготский написал книгу «История развития высших психических функций» (1930–1931, опубликована в 1960).
Лев Семёнович оказал большое влияние на развитие отечественной и мировой психологии, психопатологии, патопсихологии, нейропсихологии, психиатрии, социологии, дефектологии, педологии, педагогики, языкознания, искусствоведения, этнографии. Большое значение в творческом наследии Выготского занимало представление о соотношении обучения и психического развития ребенка. Главным источником этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Львом Семёновичем был введен термин «социальная ситуация развития». Серьезным вкладом в педагогическую психологию стала созданная им концепция о «зоне ближайшего развития», согласно которой только то обучение является действенным, которое «забегает вперед» развития. Выготскому принадлежит выдающаяся роль в становлении дефектологии и педологии. Он одним из первых среди отечественных психологов не только теоретически обосновал, но и подтвердил на практике, что любой недостаток как в психологическом, так и в физическом развитии поддается коррекции.
Источники информации:
- Левитин К. Е. Личностью не рождаются / К. Е. Левитин; Отв. Ред. В. В. Давыдов. – Москва : Наука, 1990. – 208 с.
- Ярошевский М.Г. Л.С.Выготский: в поисках новой психологии. – СПб.: Международный фонд истории науки, 1993. — 301 с.
- Выгодская Гита Львовна. Лев Семенович Выготский : Жизнь. Деятельность. Штрихи к портр. / Г. Л. Выгодская, Т. М. Лифанова; [Предисл. В. П. Зинченко]. — Москва : Изд. центр «Академия» : Смысл, 1996. – 417 с.